Технические требования к системе контроля загазованности переходов газопроводов естественных и искусственных препятствий
19
Апрель/2019
Трубопроводная транспортная и распределительная сеть России - основной источник снабжения углеводородами экономики России, а также Восточной и Западной Европы. Имея протяженность только магистральных трубопроводов более 260 тысяч километров, на трубопроводы на своем пути неоднократно пересекают естественные (такие как реки) и искусственные (автомобильные и железные дороги) препятствия. Такие переходы как правило бывают двух основных типов – воздушные и подземные. Особую опасность представляют переходы именно газопроводной системы - под автомобильными и железными дорогами, другими трубопроводами, оползневыми участками, водными преградами они могут испытывать значительные механические нагрузки, которые являются потенциальными источниками их повреждений, что в свою очередь может повлечь за собой утечку газа и привести к катастрофическим последствиям.
Одним из методов своевременного оповещения об угрозе аварии является организации постоянного, не зависящего от погодных условий и времени года, дистанционного контроля технического состояния переходов с использованием автоматизированных систем контроля загазованности.
Для такого рода систем предъявляются следующие основные технические требования:
Обязательным техническим требованием к системе контроля загазованности перехода является обеспечение взрывозащиты регистрирующей и приемопередающей аппаратуры.
Во многих случаях при удаленности переходов от жилых мест и от сетей энергоснабжения в качестве канала связи для оповещения диспетчерского персонала наряду с радиорелейной связью, все чаще используется сотовая связь в составе автономных телеметрических комплексов – это позволяет одновременно контролировать большое количество систем контроля с одного пульта управления, а также предоставлять данные в различные ведомства – газораспределительные / газотранспортные общества, управления железных дорог, службам МЧС и т.п.).
Вернуться
Одним из методов своевременного оповещения об угрозе аварии является организации постоянного, не зависящего от погодных условий и времени года, дистанционного контроля технического состояния переходов с использованием автоматизированных систем контроля загазованности.
Для такого рода систем предъявляются следующие основные технические требования:
- непрерывный автоматический контроля содержания природного газ (ГОСТ 5542) в воздухе в футляре конструкции перехода;
- выдача сигнализации (световой/ звуковой) и оповещения диспетчерского персонала в случае возникновения предельно допустимой концентрации газа 10% НКПР (нижний концентрационный предел распространения пламени) и в случае возникновения аварийной концентрации газа 20% НКПР.
- чувствительность датчиков должна быть избирательной и не иметь перекрестной чувствительности по другим токсичным и горючим газам
- датчик должен обеспечивать срабатывание по двум порогам загазованности: 10% НКПР и 20% НКПР
Обязательным техническим требованием к системе контроля загазованности перехода является обеспечение взрывозащиты регистрирующей и приемопередающей аппаратуры.
Во многих случаях при удаленности переходов от жилых мест и от сетей энергоснабжения в качестве канала связи для оповещения диспетчерского персонала наряду с радиорелейной связью, все чаще используется сотовая связь в составе автономных телеметрических комплексов – это позволяет одновременно контролировать большое количество систем контроля с одного пульта управления, а также предоставлять данные в различные ведомства – газораспределительные / газотранспортные общества, управления железных дорог, службам МЧС и т.п.).
В целом система контроля загазованности обязана иметь сертификат соответствия ГОСТ Р и разрешение на применение Госгортехнадзора России, ее срок службы должен быть максимально продолжительный, а ее компоненты иметь рабочий температурный диапазон от -40 до +60°С.
Одним из примеров реализации таких технических требований система АСКЗП компании "АКСИТЕХ"